Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Из жизни дипкурьеров

В июне 1941 г. оккупационные власти Парижа приказали: всем консульствам и миссиям покинуть город. Наше консульство должно было вывезти в СССР около 500 килограммов диппочты. Доставку ценных бумаг через Виши, Рим и Берлин в Москву поручили дипкурьерам Ивану Ивановичу Лякину и Михаилу Петровичу Мошкову.
В 300 километрах от Рима паровоз на большой скорости сошел с рельсов. Головные вагоны стали грудой искореженного металла. Дипкурьеры в последнем вагоне отделались сравнительного легкими травмами и стали спасать свой груз. В хаосе среди криков, боли и страха они выгружали почту через окно вагона, так как передний тамбур был смят в лепешку, а дверь заднего заклинило.
Едущим в Берлин объявили потом, что они могут пересесть на поезд, следующий в Мюнхен. Поезд стоял в трехстах метрах от места катастрофы. Недалеко? А если у вас полтонны диппочты, от дыма кружится голова и все тело ноет от ушибов и царапин? Выручили подоспевшие итальянские солдаты. Вместе с Лякиным они перенесли только часть груза в тамбур мюнхенского поезда. Но состав тут же тронулся! Пришлось рвать "стоп-кран", чтобы внести остальные вализы.
Не удалось отдохнуть и в Мюнхене: вокзал был переполнен, пришлось всю ночь стоять на платформе рядом с почтой в ожидании нового поезда.
Утром 21 июня дипкурьеры увидели, что состав уже до отказа забит пассажирами, в основном военными. Пришлось обратиться за помощью в спецслужбу гитлеровцев на вокзале. Начальник распорядился посадить "русских дипломатов", высадив пятерых немецких офицеров. Советские дипкурьеры заняли шестиместное купе.
В Берлин прибыли вечером. Город был затемнен. Их никто не встречал. С большим трудом поймали два такси и к 12 часам ночи прибыли в посольство. Их тут же вызвал посол В. Г. Деканозов, которому они рассказали о всех своих приключениях. После пережитого они крепко уснули, а в пять утра их разбудил сотрудник посольства и сказал: "Все то, что вывезли из Франции, уничтожено". Началась война…
Почта, доставленная с таким трудом, была уничтожена, но кто знает, что было бы с самими дипкурьерами, не попади они в посольство в полночь на 22 июня 1941 г.



*   *   *

Тегеранский аэропорт, 3 августа 1944 г. Яркое солнце заливает летное поле. Среди встречающих сотрудники советского посольства. На борту прибывающего самолета находится советский дипкурьер. Самолета еще не видно, но уже слышен неясный гул. Вот со стороны гор появилась стремительно приближающаяся точка. Она растет. Гул перешел в рокот мотора. Люди, с нетерпением ждущие самолет, оживляются. Но что это? Самолет горит! Вслед за ним — шлейф клубящегося дыма. Вдруг от пылающего самолета отделился какой-то предмет. За ним — человек. Распахнув пиджак, используя его как парашют, он отчаянно пытается планировать. Все замерли …Земля вздрогнула от взрыва. Почти одновременно с самолетом упал и человек. Все скрылось в едком черном дыму. Все бросились к недвижимому телу. Нет. Удар о землю оказался смертельным. Невдалеке большая кожаная сумка. В ней пакеты, запечатанные большими сургучными печатями, и паспорт дипломатического курьера Михаила Ивановича Кольцова. Дипкурьеры носят свои паспорта только в кармане, а этот паспорт лежал в сумке. Значит, дипкурьер вложил свои документы в сумку с дипломатической почтой, вытолкнул ее из горящего самолета, а лишь затем предпринял отчаянную попытку спастись.

И. Советов