Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Управление делами (Департамент) МИД России — «Управление качества и надежности»

 

С давних времен в системе внешнеполитического ведомства России существует подразделение, занимающееся административно-хозяйственными вопросами и материально-техническим обеспечением.
Еще в 1720 году Пётр I направил президенту «Иностранных дел коллегиум» графу Г. И. Головкину скрепленное резолюцией «Быть по сему» «Определение Коллегии иностранных дел», в котором устанавливался порядок ее работы. По своей структуре Коллегия делилась на руководящий («Присутствие») и исполнительный («Канцелярия») органы. Канцелярия имела два отделения: первое, «по самому свойству дел», занималось внешнеполитическими вопросами и именовалось Секретной экспедицией, а второе — Публичная экспедиция — ведало финансово‑хозяйственными вопросами и личным составом. Руководителем данного подразделения был назначен лейб-гвардии капитан Иван Горохов.
Во времена царствования Екатерины II Коллегия иностранных дел по-прежнему делилась на 2 экспедиции — секретную и публичную. Публичная экспедиция ведала внутренними вопросами и состояла из трех отделений — казенных, текущих и почтовых дел, деятельность которых была направлена на материально-техническое и финансовое обеспечение ведомства и резидентов за границей. В архивах сохранился указ императрицы Елизаветы Петровны о направлении российскому резиденту в Турции А. М. Обрескову соболиных, горностаевых, норковых, беличьих мехов, черного и зеленого чая и ревеня «на казенные ее величества расходы», то есть на подарки турецким чиновникам.
В те годы Публичная экспедиция была уже довольно крупным самостоятельным структурным подразделением, которое включало в себя чиновников, канцелярских служителей, архитектора, лекарей, «комиссара для казенных дворов», «квартирмейстеров для шлюпок», сторожей и даже солдатскую команду из 60 человек. Руководство Публичной экспедицией осуществлял действительный статский советник. Нужно отметить, что его должность состояла в Табеле о рангах на 4‑м месте, что свидетельствует об особом значении, которое уже тогда придавалось хозяйственной службе.
Интересно рассматривался злободневный вопрос о денежном довольствии сотрудников ведомства, включая служащих хозяйственной части. Для его решения Екатерина II в 1779 году потребовала точно определить количество личного состава Коллегии и его окладов. В «Очерке истории Министерства иностранных дел. 1802–1902 гг. » можно найти сведения, что еще в 1771 году, когда вице-канцлер A. M. Голицын на одной из реляций, представленных государыне, заметил, что Коллегия «претерпевает крайне недостаток в деньгах и не имеет способа всех министров удовольствовать», она в ответ написала: «Если не сделаете штата, если не покажете приход и расход, то век денег не достанете, ибо на вас не напасешься».
В 1775–1782 гг. многие российские внутригосударственные дела были реформированы. 4 марта 1782 года Публичная экспедиция была упразднена. Вопросы, входившие в ее ведение, были переданы в другие ведомства, включая Московское губернское правление.
Примечательно, что масштабные реформы в те годы затронули и кадры центрального аппарата и заграничных учреждений. Так, звание посла по новому штату было присвоено лишь русскому представителю в Варшаве. Лишь в 1797 году император Павел I учредил в Коллегии ряд подразделений, которые выполняли схожие с Публичной экспедицией функции.
17 января 1800 года было утверждено новое штатное расписание Коллегии, в соответствии с которым финансово‑хозяйственными вопросами занимался Департамент казенных и текущих дел, возглавляемый чиновником с рангом не ниже статского советника с «окладным жалованьем» в 3 тыс. рублей. Всего на содержание персонала департамента выделялось 8900 рублей в год.
В 1828 году в ведомстве создается новое подразделение, именуемое «Внутренней по Министерству иностранных дел хозяйственной частью».
В его ведении находились и хозяйственные, и финансовые вопросы Министерства, а управляющий делами был одновременно и казначеем. Хозяйственной части были переданы управление всеми зданиями Министерства, инвалидная команда (ездовые, дворники, истопники и др.), хозяйственная и медицинская службы, а также архитектор. В соответствии с регламентом в ее состав входили и три церкви (в смете расходов на содержание работников были предусмотрены и выплаты священнослужителям).
Во времена царствования императора Александра II значение хозяйственной службы внешнеполитического ведомства существенно возросло.

Так, в 1868 году созданный Департамент личного состава
и хозяйственных дел ведал, по сохранившимся в архивах документам, следующими вопросами Министерства:
* «дела о личном составе всех установлений Министерства иностранных дел внутри Империи и за границею;
* заведывание всем казенным имуществом, принадлежащим Министерству в России и за границею;
* составление финансовых смет Министерства;
* производство всех вообще расходов по оному;
* ведение бухгалтерских книг всем денежным его оборотам;
* дела по приложению государственной печати к различным актам;
* дела о состоящих в ведомстве Министерства заграничных Русских церквях православного исповедания и об их причтах».
Таким образом, на тот момент хозяйственное подразделение Министерства объединяло в себе современные Департамент кадров, собственно Управление делами, Валютно-финансовый департамент, Департамент капитального строительства и собственности за рубежом и Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями (в части работы с религиозными организациями), а по некоторым вопросам — Департамент по работе с соотечественниками и Консульский департамент (учет, легализация и т. п.).
В начале ХХ в. на хозяйственную службу ведомства были возложены обязанности по совершенствованию материально-технического обеспечения функционирования новых российских дипломатических и консульских загранпредставительств. Так, если в 1758 году существовало 11 российских загранучреждений, в 1868 году — 102, в 1897 году — 147, в 1903 году — 173, то к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела уже более 200 представительств за рубежом.
Особое внимание уделялось вопросам размещения и обустройства вновь создаваемых отделов в Министерстве — Юрисконсультской части, Особого отдела военнопленных и Осведомительного отдела. Для поддержания постоянного контакта со Ставкой верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия. В марте 1917 г. Временное правительство принимает Постановление об изменении действующего «Учреждения МИД», в соответствии с которым создаются экономический и правовой департаменты, а также шифровальная часть.
Технический прогресс и развитие науки в то время значительно разнообразили функциональные обязанности Департамента. Проведение водопровода, электричества, установка телефонных аппаратов (в августе 1917 года их уже насчитывалось 46 штук) — всю эту работу осуществлял Департамент личного состава и хозяйственных дел.
Во время Первой мировой войны внешнеполитическое ведомство, включая его хозяйственное подразделение, в очередной раз получило «боевое крещение» и столкнулось с неизбежными трудностями военного времени, в первую очередь — значительным ростом цен на товары и т. п.
В тот период остро стояла задача добиться планового обеспечения работы Министерства и избежать при этом необоснованных задержек в поставках товаров и услуг. В этих условиях заметную роль стал играть отдел материально-технического снабжения.
Хозяйственная служба продолжила функционировать и после Октябрьской революции и преобразования ведомства в Народный комиссариат иностранных дел РСФСР. В те годы в состав Наркомата среди прочих входили Отдел личного состава и Хозяйственный отдел, которыми руководили опытные сотрудники Ф. Н. Петров и Н. Ульский. Последний также исполнял обязанности смотрителя зданий НКИД. В начале 1918 года эти отделы были объединены в одно подразделение — Отдел личного состава и хозяйственных дел НКИД. Его руководителем стал Ф. Н. Петров.
В условиях гражданской войны и тяжелого социально-экономического положения Советской России Отделу пришлось преодолевать многочисленные трудности в своей работе, а также решать совершенно новые задачи. В марте 1918 года им был осуществлен переезд Наркомата из Петрограда в Москву. С учетом криминальной ситуации того времени, отсутствия в необходимом количестве вооруженной охраны, задача по сохранению материальных ценностей решалась в буквальном смысле слова с оружием в руках, для чего сотрудникам отдела было выделено «десять револьверов и двадцать винтовок с патронами».
Становление институтов власти в стране и упорядочение работы отдельных министерств и ведомств напрямую отражаются и на хозяйственной службе НКИД. В феврале 1919 года кадровая работа и финансовая деятельность выделяются в самостоятельные подразделения Наркомата. Создается Хозяйственно-материальный отдел НКИД.
25 февраля 1919 г. вступает в силу первый нормативный документ советского времени, четко определявший круг задач и штатный состав этого подразделения — «Положение о Хозяйственно-материальном отделе Народного комиссариата иностранных дел». Его подписал назначенный 15 февраля 1919 года на должность заведующего отделом С. К. Пастухов и утвердил первый заместитель наркома Л. М. Карахан. В состав Отдела входили канцелярия, бухгалтерия и три отделения: зданий и транспорта, инвентарно-материального и текущего ремонта и писчебумажных и канцелярских принадлежностей.
Вместе с тем постепенно нарастает понимание того, что многие аспекты деятельности указанного подразделения являются по своей сути не хозяйственными, а административными. В связи с этим 2 августа 1919 года Отдел переименовывается в Административно-хозяйственный отдел НКИД.
В целях обеспечения сохранности имущества ведомства было установлено, что «все сотрудники, выходящие из Комиссариата с ручной ношей, должны иметь соответствующие пропуска из Административно-хозяйственного отдела». 10 декабря 1920 г. по решению С. К. Пастухова в составе Отдела было организовано Бюро по выдаче пропусков.
В условиях гражданской войны проблема «кадрового голода» стояла очень остро. Архивные документы свидетельствуют, что вопросы комплектования Отдела порой решались путем откомандирования в его распоряжение красноармейцев, в частности, из караульной роты при НКИД, которые затем становились счетоводами, истопниками, конюхами и водопроводчиками.

Завершение гражданской войны, переход экономики на мирные рельсы, возобновление дипломатических отношений Советской России с иностранными государствами привели к увеличению нагрузки на хозяйственные подразделения НКИД. Если к началу 1920 года штат Отдела состоял из 76 сотрудников, то к 20 декабря того же года в нем работали уже 232 человека. При этом появилась определенная несогласованность в деятельности Отдела личного состава и Административно-хозяйственного отдела НКИД. С учетом этих обстоятельств 20 января 1921 года было создано Управление делами НКИД.
О статусе должности управляющего делами говорит тот факт, что в списке руководящих работников НКИД от 31 января 1921 года его имя следует за № 4 непосредственно за членами Коллегии НКИД (на тот момент их было трое — нарком Г. В. Чичерин и два его заместителя — Л. М. Карахан и М. М. Литвинов). К июню 1921 года управляющий делами становится членом коллегии Наркомата. Кроме того, на него возлагается обязанность подписывать все дипломатические паспорта и дипломатические визы.
В 1931 году функции Управления делами существенно расширились. На него дополнительно были возложены вопросы гражданской обороны, медицинского обеспечения и общественного питания сотрудников НКИД. В этих целях при Управлении были организованы военно-химическая команда, санитарная часть и столовая. В 1940 году создана автобаза НКИД, общее руководство которой также возложено на Управление делами. По состоянию на 1 июня 1940 года в штате подведомственных предприятий НКИД насчитывалось уже 655 человек.
В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники Управления делами и подведомственных предприятий отправились на фронт. Оставшиеся в Москве сотрудники Управления в непростых условиях продолжали обеспечивать работу НКИД и загранпредставительств с учетом специфики военного времени. Управление делами в тот период было вынуждено заниматься вопросами обустройства бомбоубежищ, выдачи продуктовых и промтоварных карточек и т. п.
В 1943 году была утверждена дипломатическая форма для сотрудников НКИД и его загранучреждений. Выполнение указаний руководства по ее пошиву также легло на «плечи» Управления делами. В годы войны в части своей компетенции Управление делами осуществляло обеспечение проведения важнейших международных конференций, надолго определивших послевоенный облик Европы и расстановку сил на международной арене. Стремясь поддержать свой авторитет среди союзников, советское руководство уделяло повышенное внимание и вопросам материального обеспечения таких мероприятий, вплоть до качества канцелярских принадлежностей, бумаги и посуды.
После окончания Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелое экономическое положение страны, в повестке дня работы Управления делами на постоянной основе находились вопросы социального обеспечения сотрудников Министерства, в том числе мероприятия по улучшению их питания, организации отдыха работников и членов их семей, в первую очередь детей. Так, в ходе летней оздоровительной кампании 1952 года в летних лагерях МИД СССР отдохнули более 1315 детей.
Значительный объем работы Управление проделало при переезде Министерства в высотное административное здание в начале 1950‑х годов. Судя по архивным материалам, он был «проведен на должном уровне».
Сложившаяся к середине 50‑х годов структура Министерства сохранялась без существенных изменений в течение 30 лет.
Распад Советского Союза, значительные изменения во внутриполитической сфере страны, отток профессиональных кадров внесли свои коррективы в работу как внешнеполитического ведомства, так и Управления делами. Новое звучание приобретают в первую очередь проблемы кадрового обеспечения, материально-технического снабжения загранпредставительств, организации медицинского и социально-бытового обслуживания.
В 1993 году приказом Министра иностранных дел структура центрального аппарата Министерства была изменена, а Управление делами преобразовано в Департамент.

В настоящее время Управление делами (Департамент) является одним из самых крупных функциональных подразделений МИД России (в штате насчитывается 157 сотрудников), в ведении которого находятся вопросы материально-технического и социально-бытового обеспечения, организации питания работников, медицинского обеспечения, обслуживания иностранных делегаций и проведения протокольных мероприятий, дошкольного и среднего образования, а также текущие административно-хозяйственные дела Министерства.
Департамент координирует работу подведомственных предприятий и учреждений, в числе которых 5 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), включая ГлавУпДК при МИД России, и 9 федеральных государственных бюджетных учреждений. О масштабе выполняемой работы и значимости задач, стоящих перед этими учреждениями, свидетельствует тот факт, что, к примеру, ФГБЛПУ «Лечебно-оздоровительный центр при МИД России» оказывает медицинскую помощь более 22000 чел. прикрепленного контингента, а количество сотрудников, работающих в этой медицинской организации, составляет более 1000 чел.

При непосредственном участии Департамента был проведен ряд масштабных преобразований по оптимизации структуры подведомственных организаций Министерства, определению параметров функционирования и совершенствованию их работы.
Достаточно эффективно функционируют созданные в Министерстве Комиссия по анализу эффективности и решению других вопросов деятельности подведомственных ФГУП, Комиссия по проведению конкурсов по замещению должностей руководителей подведомственных ФГУП и Комиссия по аттестации руководителей подведомственных предприятий, которые являются основными инструментами управления подотчетными организациями, включая контроль за рациональным использованием бюджетных средств и федерального имущества.
В Департаменте в настоящее время работает сплоченный коллектив профессионалов, способный решать любые возложенные на него задачи по своевременному и качественному обеспечению деятельности Министерства.