Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Экспедиция в Арктику




Яков Гольник



Арктика бьет рекорды и открывает новые возможности

В 2007 году в Арктике произошли феноменальные события, когда здесь в наибольшей степени проявилось глобальное потепление климата и произошло небывалое сокращение ледяного покрова. Как следствия, вытекающие из этих событий, открывающиеся новые возможности для ее освоения: для развития судоходства и развития геолого*разведочных работ, добычи и транспортировки нефти и газа. Потепление стало катализатором геополитической и экономической активности (в том числе военной) в Арктике ведущих государств мира, включая и РФ. Для изучения последствий этих явлений международным сообществом была создана большая группа полярных исследователей, которая по результатам 5-летних исследований опубликовала "Арктический отчет" (см. также заметку "Там, где всегда мороз…", "З–С" №5/13). Как выход из происходящих изменений, выработаны практические меры федеральных и региональных властей РФ по освоению Арктики.



Феноменальное потепление

Климатологи считают полярные районы своего рода индикаторами природной среды. Они особенно чувствительны к перепадам температуры. При повышении средней глобальной температуры на один градус рост температур для полосы от 70 до 85 градусов северной широты составляет от 4–8 градусов зимой до 1–2 градусов в летние месяцы. Климатические изменения, происходящие в Арктике в последнее десятилетие, бьют все рекорды. Летние температуры в бассейне Северного Ледовитого океана растут в 2-3 раза быстрее, чем везде на земном шаре, а площадь, занятая льдом, к концу лета сокращается с фантастической быстротой. Особое место в этом десятилетии занимает 2007 год, когда впервые в Арктике положительная аномалия температуры составила 1,8 градуса, повторив аномалию 2005 года.
По нашему мнению, причина этой температурной аномалии связана с глобальным потеплением климата, но этим не исчерпывается. Свою роль в ее формировании сыграли и другие факторы: малооблачная погода, способствующая повышению температуры воздуха над восточной частью России, а также прогреву вод арктических морей. Эти факторы указывают на большое сходство с явлением под названием "потепление Арктики", наблюдавшимся в 30-е годы прошлого века. Его возникновение было связано с увеличением притока солнечной радиации, из-за малой  вулканической активности в этот период, и с уменьшением выброса в атмосферу продуктов вулканической деятельности. Очевидно, мы имеем дело с наблюдаемым феноменом – наложением двух климатообразующих процессов – антропогенного глобального потепления климата и естественного – "потепления Арктики". Это явление продолжалось и в последующие годы, о чем свидетельствует нахождение и в 2011 году наиболее крупной положительной аномалии температуры преимущественно в азиатском секторе Арктики.
В том же 2007 году американские исследователи, подводя итоги летнему сезону, установили, что площадь льда была на 39 процентов меньше, чем средняя за минувшие 30 лет (с момента, когда впервые начались спутниковые измерения), и на 25 процентов меньше, чем в рекордном (до тех пор) 2005 году. Процесс сокращения площади льдов в Арктике, начавшийся еще в 90-х годах XX века, в первом десятилетии уже XXI века шел ускоренными темпами. По мере сокращения площади льда происходит усиление поглощения солнечной радиации свободной от льда водной поверхностью и увеличение теплозапаса арктических вод. Это в 2007 году привело к удлинению на месяц морской навигации в восточном секторе Арктики, а в последующем приведет к еще большему таянию льдов. В уже начавшемся новом десятилетии этот процесс продолжается.



Новые рекорды

Для изучения последствий рекордного потепления 2007 года была создана большая группа полярных исследователей, насчитывающая 120 ученых из 14 стран, которая в конце 2011 года опубликовала "Арктический отчет". Выводы отчета, основанные на данных за последние пять лет, говорят о том, что потепление в эти годы не только непрерывно продолжается, но и нарастает.
Для Северной полярной области (СПО) 2011 год стал первым по рангу теплых лет за период с 1936 года с аномалией температуры в 2,3 градуса, опередив 2005 и 2007 годы (1,8 градусов). Это привело к тому, что площадь морского ледяного покрова к сентябрю 2011 года сократилась до 4,61 миллиона квадратных километров, что является вторым после 2007 года значением (4,3 миллиона квадратных километров). А уже в прошлом году площадь ледяного покрова сократилась до нового рекордного уровня в 3,37 миллиона квадратных километров, что является следствием воздействия процессов предыдущих лет.
Происходящие в Арктике природные процессы последних лет позволили уточнить прогноз полного освобождения Арктики от многолетних льдов. Если сохранится нынешняя тенденция, то в конце концов лед в Арктике должен растаять полностью, вопрос только в сроках. Раньше считалось, что к 2050 году произойдет полное исчезновение многолетних льдов в Арктике. Однако рекорды лета 2007 года заставили ученых пересмотреть срок – комиссия американских экспертов передвинула эту дату на 2030 год. Некоторые климатологи полагают, что летний лед в Арктике исчезнет к 2020 году. Фактическое развитие событий подтверждает эти сроки. Уже в рассматриваемом 2007 году районы распространения этих льдов сильно сократились не только в российских арктических водах, но и у берегов Канады и Гренландии, и это сокращение продолжалось в последующем, достигнув нового максимума в 2012 году.



Открываются новые возможности для освоения Арктики
 


Буровая установка нефтеперерабатывающей компании "Шелл"

Интенсивное летнее таяние льдов в Арктике никакими катастрофическими последствиями не грозит, уровень моря изменится незначительно, а сокращение площади льдов сулит огромную экономическую выгоду. Это, прежде всего, связано с улучшением условий судоходства по Северному морскому пути вплоть до плавания без льдов и без ледоколов в отдельные промежутки летнего периода, увеличится продолжительность навигации в Арктике. Эти условия будут способствовать также развитию геолого-разведочных буровых работ на шельфе арктических морей, добыче и транспортировке нефти и газа.
В то же время нынешнее сокращение льда в Арктике создает серьезную угрозу для изменения привычного образа жизни коренных народов Севера и вызывает тревогу из-за потери среды обитания белых медведей и тюленей. В освободившихся от льда морских водах Арктики наблюдается рост количества планктона, что будет способствовать увеличению биологических видов до китов включительно.
Близится время, когда морские транспортные перевозки грузов из Европы в Японию и Китай будут осуществляться по Северному морскому пути, так как этот путь существенно короче традиционных маршрутов южными морями или через Панамский канал. В 2011 году весь Северный морской путь практически освободился от льда на всем своем протяжении, за исключением ледовой перемычки вблизи северной части полуострова Таймыр. Это позволило дизель-электроходу ледового класса "Михаил Сомов" за одну навигацию пройти весь Северный морской путь от Архангельска до Анадыря и обратно, доставив на 30 полярных станций тысячи тонн грузов.
Подобные условия наблюдались и в 2012 году. и ими воспользовался первый китайский ледокол "Сюэлун" ("Снежный дракон"), который прибыл в первых числах сентября в Исландию, пройдя по Северному морскому пути вдоль берегов России. Начальник экспедиции Янь Хуэйгень, директор Института полярных исследований КНР, сказал, что они ожидали увидеть значительно больше ледяных полей на своем пути в это время года. "К нашему большому удивлению, основная часть Северного морского пути оказалась открытой для судоходства". По словам Яня, Пекин заинтересован в использовании в своих целях "кардинальной новой ситуации", сложившейся в полярном регионе, вызванной глобальным потеплением.
Однако аномальные условия 2007 года неожиданно выявили альтернативу Северному морскому пути. Она заключается в том, что приближается время полного летнего открытия северо-западного прохода между северными островами Канады и ее материковой сушей. Этот проход позволяет судам из Северной Европы пройти в Японию на 25 процентов быстрее, чем через Панамский канал, что объясняет большой интерес, с которым эта новость встречена руководителями этих стран и крупными западными инвесторами. Соединенные Штаты Америки, у берегов которых (Аляска) проходит часть нового торгового пути, настаивают на его совместном владении. События 2011 и 2012 годов подтверждают, что время открытия проливов приближается ускоренными темпами. Кроме того, по оценкам геологов, разведанные и предполагаемые запасы нефти и газа под дном Северного Ледовитого океана составляют четверть всех известных нефтегазовых запасов Земли. Только вблизи побережья Восточной Гренландии нефтяные поля предположительно сопоставимы с запасами Саудовской Аравии. По мнению специалистов, существующая ныне технология добычи углеводородов с океанского дна во многих районах Арктики не позволяет даже начать разработку арктических богатств и необходимая для этого технология появится не раньше, чем к 2030 году. При этом стоимость добычи в труднейших условиях Арктики будет очень высокой. Тем не менее, в связи с ожидаемым истощением ныне разрабатываемых нефтегазовых месторождений можно предполагать, что цены на горючее поднимутся настолько, что даже дорогостоящая его добыча в Арктике может оказаться рентабельной. Ставка на арктические энергоресурсы отодвинет неизбежный конец эпохи нефти и газа. По данным британской компании ВР, по итогам 2011 года мировые запасы нефти составили 1,65 триллиона баррелей, которых должно хватить на 54 года, а мировые запасы газа – 208,4 триллиона кубических метров и их должно хватить на 63 года. Если известных запасов хватит только до 2050–2060 годов, то есть с начала их добычи – примерно на 150 лет, то арктическая четверть этих запасов истощится к 2100–2120 годам.
Российский континентальный шельф – одна из самых богатых природных кладовых. Общие запасы углеводородов шельфа составляют 100 миллиарда тонн. Большая часть из них (70%) сосредоточена в недрах Баренцева, Карского и Охотского морей. Но пока государство плохо распоряжается этим богатством из-за имеющихся природных трудностей и существующих сложностей в выдаче лицензий на добычу. Несмотря на освобождение от льда шельфовой зоны арктических морей, пока не используются открывающиеся возможности для наращивания геолого-разведочных работ.
Для промышленно развитых стран, находящихся за пределами Арктики, создается хорошая возможность для изготовления и доставки туда самого совершенного оборудования для проведения глубоководного бурения и поиска новых месторождений углеводородов. Не случайно южнокорейская компания Хундаи строит в настоящее время буровую платформу и целый плавучий город на нефтяном месторождении "Голиаф" на континентальном шельфе Норвегии в Баренцевом море.
Собственно говоря, эти перспективы являются источником геополитической активности государств, заинтересованных в разделе дна Северного Ледовитого океана. К числу этих стран относятся Россия, США, Канада, Норвегия, Дания и Исландия, разрабатывающие стратегию борьбы за право присоединения к себе части Северного Ледовитого океана. В ближайшие годы комиссия ООН закончит рассмотрение материалов, представленных этими странами, по разделу океанического дна Арктики. Для координации деятельности стран и контроля над всем регионом Арктики этими странами с участием Швеции и Финляндии создан Арктический совет. В настоящее время наблюдателями при Арктическом совете состоят Германия, Великобритания, Франция, Польша, Испания и Нидерланды. К ним хотят присоединиться и другие страны – Япония, Южная Корея, Италия, а также Европейская комиссия, которые подали заявки в секретариат совета. А недавно Китай официально попросил принять его также в качестве наблюдателя. Только один перечень стран говорит о том, что Арктика привлекает внимание ведущих государств планеты, где разворачивается конкурентная борьба между ними.



Практические меры

Чтобы успешно конкурировать с открывающимися новыми путями в Арктике, возникающими под воздействием быстрых климатических изменений, федеральные власти России совместно с региональными органами вырабатывают экстренные меры, прежде всего, к восстановлению всей инфраструктуры, обеспечивающей судоходство по Северному морскому пути. В первом приближении – к уровню до 90-х годов (когда объем грузоперевозок достигал 6,7 миллионов тонн, по сравнению с двумя миллионами сейчас), естественно, с учетом произошедших с тех пор изменений в научно-техническом прогрессе. За короткое время ими предприняты такие меры:
– 30 июля 2012 года подписан Закон о создании федерального учреждения "Администрация Северного морского пути", которое для приближения его к трассе пути размещается не в Москве, а в Архангельске;
– учитывая увеличение грузопотока в Арктику, предполагается построить глубоководный район "Северный" Архангельского порта, с планируемой мощностью переработки до 15 миллионов тонн грузов, который позволит дать выход за рубеж экспортной продукции республики Коми, Урала и Сибири;
– для этого, кроме морского порта, должен быть осуществлен проект по строительству железной дороги, соединяющей Белое море с республикой Коми, Пермским краем и Транссибом, получивший название "Белкомур". Недавно главы администраций этих регионов совместно с участием представителей Президента в Северо-Западном и Приволжском округах одобрили обновленный проект "Белкомура", который будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства. Согласно расчетам, если дорогу удастся построить, то ее эксплуатация позволит сэкономить огромный объем инвестиций (до 160 миллиардов рублей), которые пришлось бы вложить в укрепление существующих железнодорожных путей к северным портам.
Нет никаких сомнений в том, что Севморпуть может составить конкуренцию традиционным торговым путям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству. В связи с изменением климата его использование увеличится, и он становится рентабельным.
Происходящие быстрые изменения климата и природной среды в Арктике, сулящие, правда, не только огромную экономическую выгоду, но и дающие некоторые негативные последствия, открывают большое поле деятельности для созданного в Архангельске Северного (Арктического) федерального университета как для проведения научных изысканий, так и для подготовки кадров специалистов для работы в Арктике.



Я. Гольник – кандидат географических наук, с 1983 по 2000 годы работал начальником Гидрометцентра Северного управления по гидрометеорологии (г. Архангельск).