Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Дипломаты вчера и сегодня

 


Ректор Дипакадемии, доктор
исторических наук Е. П. Бажанов
…Дипломаты, естественно, всегда должны были защищать свою страну и заботиться о создании оптимальных внешних условий для процветания своего народа. Но реализовывались эти задачи неодинаковыми методами в различные эпохи… В холодную войну Москва и Вашингтон, с одной стороны, конфронтировали, стремясь поставить мир под свои знамена, а с другой, согласились на поддержание стратегического паритета.
Но у дипломата ХХI столетия задача шире, чем защищать отечество. Он должен научиться оберегать все человечество, ибо первая задача не может, в конечном счете, быть реализована без выполнения второй.
В целом современным дипломатам приходится осуществлять функции, требующие гораздо больших знаний и навыков, чем те, которыми их привыкли вооружать педагоги и ученые. Все это верно и в отношении российских дипломатов. Никогда раньше качественная подготовка дипломатических кадров не была востребована так, как сейчас. И обусловлено это тем, что коренным образом изменились сама наша страна, весь мир и роль России в мире.
Еще совсем недавно советскому дипломату предписывалось неукоснительно руководствоваться марксистско-ленинской идеологией, и роль педагога сводилась к тому, чтобы помочь будущему работнику внешнеполитического фронта зазубрить раз и навсегда азы этой идеологии. Если же дипломат или его наставник позволяли себе сбиваться на вольнодумство, власть их немедленно и жестко ставила на место.
После 1991 года идеологические установки канули в Лету, на передний план выдвинулись государственные интересы. Но в чем они заключаются — понимается по-разному в нашем теперь уже плюралистическом обществе, к тому же переживающем период становления. Осознать истинные государственные интересы и научиться их отстаивать — монументальная задача, ответ на которую не найдешь в традиционных учебниках. Нужны работа мысли, научный поиск, исследования.
Задача осложняется тем, что меняется система ценностей, которые должен выражать и защищать российский дипломат. И в царскую, и в советскую эпохи цель, поставленная тоталитарной властью, оправдывала любые средства. Путь к победе устилался без всякого зазрения совести жертвами. Теперь человеческая жизнь, потребности гражданского общества не могут бездумно приноситься в жертву. Дипломат обязан их оберегать не в меньшей степени, чем государственные интересы.
Очевидно и то, что постсоветская Россия выходит на мировую арену не только своей центральной властью. За рубежом действуют и другие представители — субъекты федерации, коммерческие фирмы, общественные организации. И дипломата нужно учить искусству сочетать разнообразные запросы этих представителей с интересами всего государства, оказывать квалифицированную помощь новым акторам, зачастую лишенным профессиональных знаний и опыта.
Гораздо труднее стало ориентироваться российскому дипломату в водовороте международной жизни. В эпоху холодной войны мир четко разделялся на своих и чужих. И дипломат ясно понимал, как ему относиться к агрессии США во Вьетнаме, кого поддерживать и кому противостоять на Ближнем Востоке, в Анголе, Сальвадоре или Чехословакии.
С идеологическим расколом покончено. Большинство стран социалистического лагеря встало на путь строительства рыночной экономики и демократии. Это способствовало стремительному росту взаимозависимости в современном мире, глобализации. Данный процесс стимулируется и другими факторами: революцией в средствах транспорта, коммуникаций и в микроэлектронике, беспрецедентной либерализацией мирохозяйственных связей, интернационализацией финансового и производственного капитала, ростом числа интеграционных объединений, обострением таких глобальных угроз, как экологические и техногенные катастрофы, эпидемические болезни, наркоторговля.
Однако в противовес центростремительным силам, сплачивающим человечество, действуют мощные центробежные потоки. В условиях биполярного противостояния две сверхдержавы, СССР и США, в основном удерживали партнеров «в узде», обеспечивали внутриблоковую дисциплину, а при возникновении локальных конфликтов контролировали их рамки...
Почва же для конфликтов богатая — это застарелые территориальные тяжбы и религиозно-этнические обиды, это борьба за обладание ресурсами — водой, нефтью, металлами и т. д. Мощнейшим детонатором конфликтности послужил распад СССР и Югославии, появление на карте мира новых государств, многие из которых по разным причинам пока не уживаются между собой. Экстремизму способствуют голод, бедность, безработица, неграмотность, перенаселенность и другие недуги, которые продолжают нарастать в отсталых регионах. На межгосударственные конфликты наслаиваются внутренние.
Ситуация усугубляется стремлением США расправиться со всем этим сонмом вызовов и проблем путем установления своего глобального диктата, при опоре на голую силу, игнорируя подчас ООН, международное право, интересы и позиции других участников международных отношений. Американский гегемонизм порождает отпор со стороны государств, региональных объединений, общественных движений, религиозных групп, отчаявшихся одиночек. Оказывается сопротивление в различных формах, включая терроризм, попытки обзавестись оружием массового уничтожения, отторжение ценностей западной и вообще всей современной цивилизации, нападки на глобализацию и т. п.
Очевидно, что порочный круг, когда одно насилие порождает другое, должен быть прерван. Добиться цели можно лишь за счет равноправного сотрудничества всех государств, независимо от их размеров, мощи и политического веса, на базе общепризнанных принципов международного права, под эгидой ООН и других международных институтов. Как наладить такое сотрудничество в нынешнем взаимозависимом и стремительном мире — сложнейший вопрос, требующий не только практических действий, но и теоретического осмысления, выработки оптимальной стратегии действий...
Можно ли без солидной подготовки, без глубоких знаний проделать всю эту гигантскую мыслительную работу и определить наиболее верную стратегию международного сотрудничества? Ответ очевиден: конечно, нет. И здесь мы подходим к обстоятельству, усложняющему задачи, стоящие перед отечественным дипломатом, и требующему его качественной подготовки.
В недалеком прошлом Советский Союз являлся одним из двух полюсов биполярного мира, и наша дипломатия, опираясь на военную мощь государства, на многочисленных союзников и партнеров, играла, наряду с американской, решающую роль на международной арене. Вашингтон по-прежнему ставит перед своей дипломатией задачу «реализации руководящей роли США в мировых делах». Возможности же России ныне ограничены.
Перспективы тоже заставляют задуматься. По прогнозам, через двадцать лет среди десяти величайших экономик мира пять будут принадлежать азиатским странам, причем  на первое место выдвинется Китай, который обойдет США.
В свое время Александр III сказал: «У России есть только два верных союзника. Это ее армия и флот». Сейчас возрастает значение третьей силы — дипломатии, призванной компенсировать относительное ослабление первых двух союзников. Необходимо не скатываясь в губительную конфронтацию с США, заставить их отказаться от гегемонистской политики.

Нужно, не имея адекватной совокупной мощи, добиваться урегулирования многочисленных конфликтных ситуаций, нейтрализации десятков серьезных угроз и вызовов. Причем, некоторые из проблем абсолютно новые для России, в том числе взаимоотношения с постсоветскими государствами, защита соотечественников, проживающих за рубежом.
В общем и целом совершенно ясно, что быть дипломатом в ХХI столетии — тяжелая ноша… В нашем взаимозависимом, живущем на огромных скоростях, сложном мире дипломатическая ошибка, действительно, может быть чревата глобальными бедами. В общем, абсолютно очевидно, что подготовить квалифицированного дипломата — задача архисложная…

 

Из статьи Е. П. Бажанова,
опубликованной в журнале
Ассоциации выпускников Дипакадемии
«Alma Mater» №1 за 2013 г.