Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Книжная полка


Борис Ванталов. ПРОМОЗГ/рисунки автора
Мадрид: Ediciones del Hebreo Errante, 2012

Думал ли когда-нибудь известный петербургский поэт, прозаик, художник, критик, перформансист, участник музыкально-поэтического дуэта «Двоеборье» (совместно с музыкантом Борисом Кипнисом; иначе — «Кипническая Констрикция»), культовая фигура ленинградского андеграунда, маргинал из маргиналов, входивший в круг литераторов Малой Садовой, единственный питерский авангардист-трансфурист, автор «Транспонанса», издававшегося в нескольким экземплярах в Ейске Ры Никоновой и Сергеем Сигеем, — подозревал ли, мог ли себе вообразить Борис Констриктор (он же Борис Ванталов), что, просуществовав уже десяток лет в третьем тысячелетии, он вдруг приобщится к высокой классике, да еще какой! — Вряд ли думал, едва ли воображал…
Совсем недавно в мадридском издательстве Ediciones del Hebreo Errante вышла знаменательная книга — «Прикованный Прометей» Эсхила в переводе Михаила Евзлина и с рисунками Констриктора. Издание открывается статьей переводчика «Бунтующий бог как архетип», что тоже, конечно, является и значимым, и символичным. Ведь сам факт выпуска этой книги в авангардном (и маргинальном, по сути) издательстве с «трансфуристической» графикой Б. К. — это тоже бунт-как-таковой, бунт против любых правил, условностей и запретов, против всего незыблемого и раз и навсегда установленного (разумеется, создание нового перевода знаменитого творения Эсхила — и это бунт, а также своего рода авангардный жест, требующий не только отваги, но и полета, классической легкости и изящества).
И все же иллюстрации Бориса к «Прометею» — исключение, естественным образом подтверждающее правило. А, как правило, Констриктор оформлял для Ediciones del Hebreo книги именно авангардных авторов — и «классических» (первой трети ХХ в.): Игоря Бахтерева («Возможно пять» и «Обманутые надежды»), и современных: Сергея Бирюкова (Галле, Германия), Арсена Мирзаева, Петра Казарновского, Валерия Кислова (СПб.), Дениса Безносова, Анны Харитоновой (М.). Его подвижнической и героической деятельности Михаил Евзлин, издатель (ох, не любит он этого слова; назовем его иначе: создатель рукотворных книг, — «рукоделий», по его собственному выражению) и исследователь-мифосемиотик, посвятил целую монографию под названием «Бытие и миф». В ней он рассматривает и анализирует три графических цикла Бориса — «В пространстве угла», «Воды бытия» и «Поэт и Музы», выпущенных самим же Евзлиным в Мадриде в 2011–2012 гг. (три одноименных альбома плюс не исследуемый в книге М. Е. более поздний по времени альбом «Эволюции мозга»). Но на этом «мятежный» издатель все же не мог остановиться. Ему хотелось показать Констриктора более полно и объемно, представив разные грани его дарования, дать ему возможность раскрыться не только в качестве художника книги…
В результате, в 2011 году была издана книга стихов Бориса Ванталова-Констриктора «Речка», — конечно же, с его собственными рисунками. А вслед за ней, не прошло и года, — нынешний «ПРОМОЗГ». Книгой этой восхищаются все, кому довелось хотя бы раз держать ее в руках. Но поскольку показать иллюстрации у нас нет никакой возможности, то ограничимся констатацией неоспоримого факта: рисунки в «ПРОМОЗГЕ» конгениальны констрикторовским текстам.
Что же касается названия книги, то оно, что естественно для современного авангардиста и маргинала, многозначно и многосмысленно. ПРОМОЗГ — это и промышленный мозг (мозг конвеерный, поставленный на поток), что косвенно подтверждается и словами самого Бориса — из предисловия: «На токарном станке мозга вытачивается деталька я». Это и мозг мировой, глобалистский: «земная таратайка», бегущая по окружности. ПРОМОЗГ — это еще и темница, и могила, в которой погребен язык, а в нем похоронены — «мы»: «Мы, погребенные в башке,/ стучим по черепу стихами». ПРОМОЗГ — это и некий протомозг, себя еще не вполне сознающий, но уже «гуляющий по улицам себя»; это и игры с разумом и игры разума, смеющегося над самим собой. Это и Ничего. И все. ПРОМОЗГ — не только про это… Но пусть он скажет сам за себя — стихами Бориса Констриктора:

Из горла вырвать все слова.
Из мозга вымести рассудок.
Прозрачней станет голова,
как промежуток.

Ни здесь — ни что. Ни кто — ни где.
Цепь оборвалась в я‑капкане.
Мерцают звезды в бороде.
Сознанье тает на диване.
(«Искусство паузы». Из цикла «Памяти А. Ника». 2011 г.)

Что ж, пора бы и нам обучиться этому искусству… Прервемся. Вернее, остановимся на неопределенное время, сказав на прощанье: «ПРОМОЗГ» — это, несомненно, одна из лучших книг Бориса Констриктора и одно из лучших рукотворений «не-издателя» Михаила Евзлина.

Андрон КИСЕЛЕВ