Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Премьера "Маскарада Арбенина" на "Русской сцене" в Берлине

Театр "Русская сцена" в Берлине начинался в 2004 году с детской экспериментальной учебно-творческой театральной мастерской "Дебют", куда приходили дети уже с 4-х лет.

Художественный руководитель "Русской Сцены" в Берлине Инна Соколова-Гордон была ученицей Ю. Н. Мальковского — одного из последних учеников К. С. Станиславского, поэтому она предпочитает работать по традиционной системе, которая предполагает бережное отношение к тексту, а для артистов — представление себя персонажем, полное перевоплощение путем погружения в образ героя. Выбор для постановки, в основном, классической драматургии также отличает этот театр. Инна не просто режиссер. В условиях небольшого театра, что характерно для Запада уже давно, приходится выполнять и другие функции. Например, сценографа или автора костюмов.

Первый взрослый спектакль "Жена-еврейка" по Б. Брехту был поставлен в 2006-м году. Этот спектакль считают рождением театра. Два года спустя у театра появилось свое помещение в центре западного Берлина, недалеко от культурного центра "Урании", на Курфюрстенштрассе, 123. Это небольшое театральное пространство рассчитано на 70 зрительских мест, но они редко пустуют, потому что интерес зрителей к театру растет. В основном, это русскоязычная публика, но и коренным немцам спектакли интересны, особенно таким, которые говорят и понимают по-русски, интересуются русской культурой. Создание функционального репертуарного театра в условиях чужого языка и государства — дело нелегкое, но его организаторам, директору Илье Гордону и режиссеру Инне Соколовой-Гордон, оно удается.

3-го декабря в театре состоялась премьера по драме Лермонтова "Арбенин" — "МаскарАд Арбенина". Перед премьерой Инна Соколова-Гордон объяснила зрителям, что это четвертая редакция Лермонтовского "Маскарада", судьба которого не была удачной с самого начала. Театр не первый раз берется за постановки, к которым не осмеливаются подойти другие режиссеры. Так на "Русской Сцене" был поставлен "Каин" по Байрону, который, как известно из истории театра, является неудачным опытом Станиславского. Московский театральный критик В. Фёдорова откликнулась на спектакль восторженной рецензией, написав, что "умение сделать текст живым — это высокий пилотаж".

Пьесы Лермонтова считаются несценическими, трудными для постановки, а самая лучшая из них, "Маскарад", была запрещена цензурой. Она не могла быть представлена "по причине слишком резких страстей и характеров, а также потому, что в ней добродетель недостаточно награждена". Лермонтову цензуры предложили удалить из пьесы "драматические ужасы": отравление невинной жены. Поэтому в четвертой редакции пьесы Нина представлена уже как виновная жена, а Арбенин наказывает ее не ядом, а своим отъездом. Но тот выстрел за кулисами, который зрители услышали в конце 5-го акта, позволяет судить о том, что Арбенин на "Русской Сцене" решил уйти другим способом. По замыслу Лермонтова основная, центральная фигура в пьесе — это Арбенин, ради которого и создана пьеса, как для Печорина создан "Герой нашего времени". Лермонтов, скрепя сердце, мог поменять многое, но не монологи Арбенина, которые пропитаны горечью одиночества, ощущением себя непонятым и отвергнутым пустым обществом. Это, с полным правом, осознание себя выше, опытнее, умнее, презирается другими, используется. Общество не терпит неравных себе, пытается отомстить и посмеяться. Именно этот круг людей-масок вовлекает Арбенина в его ад, вторгаясь в святое, возбуждая ревность к единственному человеку, ради которого он живет, которому верит, — к его жене Нине.

Исполнитель главной роли Вадим Граковский от акта к акту проводит зрителя по нелегким дорогам душевных изменений героя: от самоуверенного, надменного и снисходительного в начале к разочарованному и потрясенному предательством в конце. Проходя через все мучения ревности, негодования, иногда теряя контроль над собой и становясь настоящим деспотом, устраивая допросы дрожащей от страха жене и не менее перепуганной прислуге, в конце действия он наказывает только себя, найдя в себе силы не мстить, но не простить и не смириться.

Главное, чем отличается театр "Русская Сцена", это, по-моему, отсутствием скуки. В течение почти двух часов актерам удается удерживать зрителей в постоянном напряжении. Это тем более нелегко, когда речь идет о классическом стихотворном тексте. В "МаскарАде Арбенина", ни на шаг не отступая от литературного материала, текст насыщен такими современными интонациями, что можно забыть и про Лермонтова, и про поэтическую драму, и следить только за развитием действия, но не отстраненно, а находясь, как в стереокино, внутри происходящего и по-настоящему переживая за героев. Весь ансамбль артистов настолько органичен, составляя единое целое, что остается только удивляться, потому что такое редко случается даже в крупнейших театрах, где каждая звезда играет безупречно, а спаянности не получается, и хочется поскорее уйти, досидев до антракта. Возможно, такая редкая органика происходит оттого, что в спектакле заняты актеры примерно одного и того же возраста, одного и того же поколения. Их имена стали известны уже не только берлинским зрителям, но и российским — московским, питерским, других городов России, куда театр выезжал на гастроли. Андрэ Мошой, сыгравший в "МаскарАде Арбенина" роль Казарина, назван московскими критиками синтетическим актером с большим потенциалом.

Женские роли Маргариты Островских (Нина) и Ольги Колосовой (Оленька) удивляют тем, что, казалось бы, не должно присутствовать в молодых артистках: переданный на сцене опыт души, — то, что может убедительно сыграть человек, который сам пережил этот опыт. Но, видимо, в теперешнем молодом поколении есть потенциал черпать вдохновение в самих себе, так как жизнь проходит в современном мире более стремительно из-за убыстренного темпа. Поэтому не слишком сложно верить героям пьесы на протяжении всего спектакля.

Еще одна отличительная черта "МаскарАда Арбенина" на "Русской Сцене" — чисто современная. Устремленность даже самых низких героев куда-то наверх, к потолку. Неслучайно для декорации были придуманы для этого стремянки, с которых то скатывались, то взлетали на них, внося акробатикой динамику в непрерывное действие.

В настоящее время в репертуар театра входят как детские, так и взрослые спектакли: "Конек-горбунок" по сказке Ершова, "Как Емеля счастье искал" по русской народной сказке, "Маленькие трагедии" Пушкина, "Исповедь маски" по роману Юкио Мисимы — с этим спектаклем театр был на гастролях в Москве в октябре этого года, и другие. О том, что театр живет и развивается, можно судить по его многочисленным премьерам.

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД