Ветеран МИД, член Союза писателей России В.И.Василенко завершает начатые в предыдущем выпуске газеты размышления о провидческом, философском и поэтическом мире Фёдора Ивановича ТЮТЧЕВА, 216-я годовщина со дня рождения которого отмечается 5 декабря…
ДИПЛОМАТ, ПОЭТ, МЫСЛИТЕЛЬ
(окончание, начало в № 10(82) за 2019 г.)
Многие философские обобщения Ф. И. Тютчева остаются актуальными и сегодня. Вот, например, что писал он в своей знаменитой статье "Россия и Революция":
"…К наиболее безумным заблуждениям нашего времени относится представление, будто страстное и пламенное желание большого числа людей в достижении какой-либо цели достаточно для ее осуществления. Впрочем, следует согласиться, что в сегодняшнем обществе нет ни одного желания, ни одной потребности (какой бы искренней и законной она ни была), которую Революция, овладев ею, не исказила бы и не обратила в ложь…".
Как грозно и пророчески звучит сегодня голос Ф. И. Тютчева для многострадальной Украины, майданная власть которой привела страну к потере суверенитета и территорий, угрозам единству страны и народа, колоссальным сложностям новой власти в реализации "страстного и пламенного желания" 73% избирателей вернуться на нормальный, эволюционный путь развития государственности, прекращения братоубийственной войны, восстановления исторической объективности и вековечного братского сосуществования с Россией.
Любой славянский народ Европы, только не украинских и белорусских славян, населявших центральные, южные и западные окраины Российской империи во времена Ф. М. Достоевского, имел скорее всего в виду и этот великий провидец, современник и почитатель Ф. М. Тютчева, когда написал:
"По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России и никогда еще не было, таких ненавистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными… Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью…, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия страна варварская, мрачный северный колосс даже не чисто Славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации".
Вернемся, однако, к Тютчеву, предсказавшему непрекращающееся цивилизационное сражение Запада с Россией в Европе и не только. Для начала отметим, что ко времени написания своих главных публицистических статей, поэт-провидец, уже опытный дипломат, предчувствовал спровоцированный, с его точки зрения, третьей французской революцией кризис в Европе. Формирование англо-французского сближения для провоцирования дальнейших осложнений России на Черном море, развязывания Крымской войны 1853–1856 годов и разрушения русско-германского союза через революционную смуту в Германии и Австрии грозило серьезной изоляцией России и сохранению ее влияния в славянских государствах Европы, в Греции, Турции, в Средиземноморье. Больше всего Тютчева, проработавшего и прожившего в Германии более 20‑и лет, тревожил вопрос разрыва российско-германского союза, сложившегося после великих совместных походов Пруссии и Австрии против Франции. По мнению Ф. И. Тютчева, длительное единство этих двух крупнейших немецких государств обеспечивалось именно тем, что они "примкнули к России и опирались на нее". Эта политическая комбинация, считал Тютчев, была единственной возможностью их объединения.
"…В припадке безумия Германии удалось разорвать союз, который не навязывал ей никакой жертвы, обеспечивал и оберегал ее национальную независимость. Но тем самым она навсегда лишила себя всякой твердой и прочной основы".
Тютчев опасался "капитуляции" Германии перед устремлениями тогдашней Франции. Он предсказывал, что в таком случае "…вероятность крестового похода против России, крестового похода, который всегда был заветной мечтой Революции, а теперь стал ее воинственным кличем, превратилась бы почти в твердую уверенность; тогда пробил бы час решающей схватки, а полем сражения оказалась бы Польша…"
Когда же Польша сделает вывод из расклада своей собственной истории, причин и следствий своего тройного раздела? Почитайте, панове, Ф. И. Тютчева. Может быть, это принесет покой вашему трудолюбивому народу? Может, хватит быть пешкой в замыслах "революционеров всех стран" и мишенью для противоракет страны, которая никогда не начинала войн первой?
Сюда полезно добавить и другой вывод Тютчева:
"…Если правда, что Россия в нынешних обстоятельствах менее чем когда-либо имеет право обескураживать питаемые к ней симпатии, то будет справедливым признать, с другой стороны, существование исторического закона, провиденциально управлявшего до сих пор ее судьбами: именно самые заклятые враги России с наибольшим успехом способствовали развитию ее величия".
Результатом творческого осмысления Ф. И. Тютчевым действительности были политические стихи. В ряду его провидческих строк есть, например, такие, в которых он противоспоставляет и одновременно объединяет Восток и Запад:
"…К наиболее безумным заблуждениям нашего времени относится представление, будто страстное и пламенное желание большого числа людей в достижении какой-либо цели достаточно для ее осуществления. Впрочем, следует согласиться, что в сегодняшнем обществе нет ни одного желания, ни одной потребности (какой бы искренней и законной она ни была), которую Революция, овладев ею, не исказила бы и не обратила в ложь…".
Как грозно и пророчески звучит сегодня голос Ф. И. Тютчева для многострадальной Украины, майданная власть которой привела страну к потере суверенитета и территорий, угрозам единству страны и народа, колоссальным сложностям новой власти в реализации "страстного и пламенного желания" 73% избирателей вернуться на нормальный, эволюционный путь развития государственности, прекращения братоубийственной войны, восстановления исторической объективности и вековечного братского сосуществования с Россией.
Любой славянский народ Европы, только не украинских и белорусских славян, населявших центральные, южные и западные окраины Российской империи во времена Ф. М. Достоевского, имел скорее всего в виду и этот великий провидец, современник и почитатель Ф. М. Тютчева, когда написал:
"По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России и никогда еще не было, таких ненавистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными… Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью…, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия страна варварская, мрачный северный колосс даже не чисто Славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации".
Вернемся, однако, к Тютчеву, предсказавшему непрекращающееся цивилизационное сражение Запада с Россией в Европе и не только. Для начала отметим, что ко времени написания своих главных публицистических статей, поэт-провидец, уже опытный дипломат, предчувствовал спровоцированный, с его точки зрения, третьей французской революцией кризис в Европе. Формирование англо-французского сближения для провоцирования дальнейших осложнений России на Черном море, развязывания Крымской войны 1853–1856 годов и разрушения русско-германского союза через революционную смуту в Германии и Австрии грозило серьезной изоляцией России и сохранению ее влияния в славянских государствах Европы, в Греции, Турции, в Средиземноморье. Больше всего Тютчева, проработавшего и прожившего в Германии более 20‑и лет, тревожил вопрос разрыва российско-германского союза, сложившегося после великих совместных походов Пруссии и Австрии против Франции. По мнению Ф. И. Тютчева, длительное единство этих двух крупнейших немецких государств обеспечивалось именно тем, что они "примкнули к России и опирались на нее". Эта политическая комбинация, считал Тютчев, была единственной возможностью их объединения.
"…В припадке безумия Германии удалось разорвать союз, который не навязывал ей никакой жертвы, обеспечивал и оберегал ее национальную независимость. Но тем самым она навсегда лишила себя всякой твердой и прочной основы".
Тютчев опасался "капитуляции" Германии перед устремлениями тогдашней Франции. Он предсказывал, что в таком случае "…вероятность крестового похода против России, крестового похода, который всегда был заветной мечтой Революции, а теперь стал ее воинственным кличем, превратилась бы почти в твердую уверенность; тогда пробил бы час решающей схватки, а полем сражения оказалась бы Польша…"
Когда же Польша сделает вывод из расклада своей собственной истории, причин и следствий своего тройного раздела? Почитайте, панове, Ф. И. Тютчева. Может быть, это принесет покой вашему трудолюбивому народу? Может, хватит быть пешкой в замыслах "революционеров всех стран" и мишенью для противоракет страны, которая никогда не начинала войн первой?
Сюда полезно добавить и другой вывод Тютчева:
"…Если правда, что Россия в нынешних обстоятельствах менее чем когда-либо имеет право обескураживать питаемые к ней симпатии, то будет справедливым признать, с другой стороны, существование исторического закона, провиденциально управлявшего до сих пор ее судьбами: именно самые заклятые враги России с наибольшим успехом способствовали развитию ее величия".
Результатом творческого осмысления Ф. И. Тютчевым действительности были политические стихи. В ряду его провидческих строк есть, например, такие, в которых он противоспоставляет и одновременно объединяет Восток и Запад:
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?
Ф. И. Тютчев — дипломат, однако, хорошо знал Запад, отчетливо видел подповерхностные мотивы его практических действий, вступал с ними в борьбу. Будучи искренним патриотом своей страны, всегда оставался верен российским идеалам. Раболепия перед "западниками" и их доморощенными последователями не терпел:
Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация для них – фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация для них – фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
И еще о тютчевской поэзии (уже не только политической) и ее истоках. Старший современник Тютчева, исключительно высоко им ценимый Иоганн Вольфганг Гёте оставил нам знаменитый афоризм: "Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта".
Родиной поэта были Овстуг и его окрестности. Овстуг расположен у реки Десны, сорока верстами выше города Брянска, входившего тогда в Орловскую губернию. Это в той частице России, которая обычно зовется среднерусской полосой. Возьмем карту европейской России и изберем на ней какую-либо точку в трехстах пятидесяти километрах к югу от Москвы. Если взять эту точку в качестве центра некоего круга с радиусом сто пятьдесят-двести километров, окажется, что заключенная в таком круге совсем малая часть России (около 3% ее европейской территории) породила поистине великую плеяду творцов, имена которых Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Пришвин, Бунин, Есенин…
Родиной поэта были Овстуг и его окрестности. Овстуг расположен у реки Десны, сорока верстами выше города Брянска, входившего тогда в Орловскую губернию. Это в той частице России, которая обычно зовется среднерусской полосой. Возьмем карту европейской России и изберем на ней какую-либо точку в трехстах пятидесяти километрах к югу от Москвы. Если взять эту точку в качестве центра некоего круга с радиусом сто пятьдесят-двести километров, окажется, что заключенная в таком круге совсем малая часть России (около 3% ее европейской территории) породила поистине великую плеяду творцов, имена которых Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Пришвин, Бунин, Есенин…
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Родившись в Овстуге, тем более с его родословной, Ф. И. Тютчев Божьим промыслом был определен в эту славную когорту.
Лев Толстой, считавший, что "…без Тютчева поэзии нет", приходился по линии матери поэта шестиюродным братом Тютчеву, будучи в то же время четвероюродным племянником Пушкина… (Пр. авт. — делаем вывод, — Тютчев тоже дальний родственник А. С. Пушкина, хотя они в сознательном возрасте ни разу не виделись.)
Чуточку воображения и окажется, что выбор Тютчевым профессии дипломата, возможно, тоже не случаен.
В 1810 году семья Тютчевых покупает собственный дом в Москве, в Армянском переулке, дом 11. (Примечание автора: сегодня, бережно отреставрированное здание и мемориальный музей поэта в нем, принадлежат Российскому детскому фонду и Международной ассоциации детских фондов.) Напротив дома Тютчевых находился дом Артамона Матвеева — начальника Посольского приказа — фактически министра иностранных дел при царе Алексее Михайловиче. В двух шагах на Маросейке доныне стоит усадьба Николая Румянцева, министра иностранных дел в 1807–1814 годах. По другую сторону Маросейки, в Колпачном переулке — дом Емельяна Украинцева, начальника Посольского приказа в первые годы царствования Петра Великого. В тютчевские времена в этом доме помещался знаменитый Архив коллегии иностранных дел. Словом, есть что-то символическое в том, что Тютчев, будущий дипломат, вырос в "посольском" районе Москвы. А сколько еще других интереснейших фактов и эпизодов из жизни этой незаурядной личности дипломата, поэта и мыслителя! Увы, обо всем не рассказать в ограниченных рамках газетной полосы.
Завершим рассказ тремя глубоко символичными, пророческими строчками великого Фёдора Ивановича:
Лев Толстой, считавший, что "…без Тютчева поэзии нет", приходился по линии матери поэта шестиюродным братом Тютчеву, будучи в то же время четвероюродным племянником Пушкина… (Пр. авт. — делаем вывод, — Тютчев тоже дальний родственник А. С. Пушкина, хотя они в сознательном возрасте ни разу не виделись.)
Чуточку воображения и окажется, что выбор Тютчевым профессии дипломата, возможно, тоже не случаен.
В 1810 году семья Тютчевых покупает собственный дом в Москве, в Армянском переулке, дом 11. (Примечание автора: сегодня, бережно отреставрированное здание и мемориальный музей поэта в нем, принадлежат Российскому детскому фонду и Международной ассоциации детских фондов.) Напротив дома Тютчевых находился дом Артамона Матвеева — начальника Посольского приказа — фактически министра иностранных дел при царе Алексее Михайловиче. В двух шагах на Маросейке доныне стоит усадьба Николая Румянцева, министра иностранных дел в 1807–1814 годах. По другую сторону Маросейки, в Колпачном переулке — дом Емельяна Украинцева, начальника Посольского приказа в первые годы царствования Петра Великого. В тютчевские времена в этом доме помещался знаменитый Архив коллегии иностранных дел. Словом, есть что-то символическое в том, что Тютчев, будущий дипломат, вырос в "посольском" районе Москвы. А сколько еще других интереснейших фактов и эпизодов из жизни этой незаурядной личности дипломата, поэта и мыслителя! Увы, обо всем не рассказать в ограниченных рамках газетной полосы.
Завершим рассказ тремя глубоко символичными, пророческими строчками великого Фёдора Ивановича:
Не верь в святую Русь, кто хочет,
Лишь верь она себе самой, —
И Бог победы не отсрочит…
Лишь верь она себе самой, —
И Бог победы не отсрочит…
От редакции: Возможно, не все читатели согласятся с оценками и выводами авторских размышлений В. И. Василенко о деятельности и творчестве Ф. И. Тютчева. Будем благодарны за комментарии, мнения и суждения по поводу всех затронутых в статье вопросов, готовы опубликовать их на страницах газеты.