Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Ветеран МИД, член Союза писателей России В.И.Василенко завершает начатые в предыдущем выпуске газеты размышления о провидческом, философском и поэтическом мире Фёдора Ивановича ТЮТЧЕВА, 216-я годовщина со дня рождения которого отмечается 5 декабря…


ДИПЛОМАТ, ПОЭТ, МЫСЛИТЕЛЬ
(окончание, начало в № 10(82) за 2019 г.)


Многие философские обобщения Ф. И. Тютчева остаются актуальными и сегодня. Вот, например, что писал он в своей знаменитой статье "Россия и Революция":
"…К наиболее безумным заблуждениям нашего времени относится представление, будто страстное и пламенное желание большого числа людей в достижении какой-либо цели достаточно для ее осуществления. Впрочем, следует согласиться, что в сегодняшнем обществе нет ни одного желания, ни одной потребности (какой бы искренней и законной она ни была), которую Революция, овладев ею, не исказила бы и не обратила в ложь…".
Как грозно и пророчески звучит сегодня голос Ф. И. Тютчева для многострадальной Украины, майданная власть которой привела страну к потере суверенитета и территорий, угрозам единству страны и народа, колоссальным сложностям новой власти в реализации "страстного и пламенного желания" 73% избирателей вернуться на нормальный, эволюционный путь развития государственности, прекращения братоубийственной войны, восстановления исторической объективности и вековечного братского сосуществования с Россией.
Любой славянский народ Европы, только не украинских и белорусских славян, населявших центральные, южные и западные окраины Российской империи во времена Ф. М. Достоевского, имел скорее всего в виду и этот великий провидец, современник и почитатель Ф. М. Тютчева, когда написал:
"По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России и никогда еще не было, таких ненавистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными… Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью…, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия страна варварская, мрачный северный колосс даже не чисто Славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации".
Вернемся, однако, к Тютчеву, предсказавшему непрекращающееся цивилизационное сражение Запада с Россией в Европе и не только. Для начала отметим, что ко времени написания своих главных публицистических статей, поэт-провидец, уже опытный дипломат, предчувствовал спровоцированный, с его точки зрения, третьей французской революцией кризис в Европе. Формирование англо-французского сближения для провоцирования дальнейших осложнений России на Черном море, развязывания Крымской войны 1853–1856 годов и разрушения русско-германского союза через революционную смуту в Германии и Австрии грозило серьезной изоляцией России и сохранению ее влияния в славянских государствах Европы, в Греции, Турции, в Средиземноморье. Больше всего Тютчева, проработавшего и прожившего в Германии более 20‑и лет, тревожил вопрос разрыва российско-германского союза, сложившегося после великих совместных походов Пруссии и Австрии против Франции. По мнению Ф. И. Тютчева, длительное единство этих двух крупнейших немецких государств обеспечивалось именно тем, что они "примкнули к России и опирались на нее". Эта политическая комбинация, считал Тютчев, была единственной возможностью их объединения.
"…В припадке безумия Германии удалось разорвать союз, который не навязывал ей никакой жертвы, обеспечивал и оберегал ее национальную независимость. Но тем самым она навсегда лишила себя всякой твердой и прочной основы".
Тютчев опасался "капитуляции" Германии перед устремлениями тогдашней Франции. Он предсказывал, что в таком случае "…вероятность крестового похода против России, крестового похода, который всегда был заветной мечтой Революции, а теперь стал ее воинственным кличем, превратилась бы почти в твердую уверенность; тогда пробил бы час решающей схватки, а полем сражения оказалась бы Польша…"
Когда же Польша сделает вывод из расклада своей собственной истории, причин и следствий своего тройного раздела? Почитайте, панове, Ф. И. Тютчева. Может быть, это принесет покой вашему трудолюбивому народу? Может, хватит быть пешкой в замыслах "революционеров всех стран" и мишенью для противоракет страны, которая никогда не начинала войн первой?
Сюда полезно добавить и другой вывод Тютчева:
"…Если правда, что Россия в нынешних обстоятельствах менее чем когда-либо имеет право обескураживать питаемые к ней симпатии, то будет справедливым признать, с другой стороны, существование исторического закона, провиденциально управлявшего до сих пор ее судьбами: именно самые заклятые враги России с наибольшим успехом способствовали развитию ее величия".
Результатом творческого осмысления Ф. И. Тютчевым действительности были политические стихи. В ряду его провидческих строк есть, например, такие, в которых он противоспоставляет и одновременно объединяет Восток и Запад:

В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?

Ф. И. Тютчев — дипломат, однако, хорошо знал Запад, отчетливо видел подповерхностные мотивы его практических действий, вступал с ними в борьбу. Будучи искренним патриотом своей страны, всегда оставался верен российским идеалам. Раболепия перед "западниками" и их доморощенными последователями не терпел:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация для них – фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

И еще о тютчевской поэзии (уже не только политической) и ее истоках. Старший современник Тютчева, исключительно высоко им ценимый Иоганн Вольфганг Гёте оставил нам знаменитый афоризм: "Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта".
Родиной поэта были Овстуг и его окрестности. Овстуг расположен у реки Десны, сорока верстами выше города Брянска, входившего тогда в Орловскую губернию. Это в той частице России, которая обычно зовется среднерусской полосой. Возьмем карту европейской России и изберем на ней какую-либо точку в трехстах пятидесяти километрах к югу от Москвы. Если взять эту точку в качестве центра некоего круга с радиусом сто пятьдесят-двести километров, окажется, что заключенная в таком круге совсем малая часть России (около 3% ее европейской территории) породила поистине великую плеяду творцов, имена которых Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Пришвин, Бунин, Есенин…

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Родившись в Овстуге, тем более с его родословной, Ф. И. Тютчев Божьим промыслом был определен в эту славную когорту.
Лев Толстой, считавший, что "…без Тютчева поэзии нет", приходился по линии матери поэта шестиюродным братом Тютчеву, будучи в то же время четвероюродным племянником Пушкина… (Пр. авт. — делаем вывод, — Тютчев тоже дальний родственник А. С. Пушкина, хотя они в сознательном возрасте ни разу не виделись.)
Чуточку воображения и окажется, что выбор Тютчевым профессии дипломата, возможно, тоже не случаен.
В 1810 году семья Тютчевых покупает собственный дом в Москве, в Армянском переулке, дом 11. (Примечание автора: сегодня, бережно отреставрированное здание и мемориальный музей поэта в нем, принадлежат Российскому детскому фонду и Международной ассоциации детских фондов.) Напротив дома Тютчевых находился дом Артамона Матвеева — начальника Посольского приказа — фактически министра иностранных дел при царе Алексее Михайловиче. В двух шагах на Маросейке доныне стоит усадьба Николая Румянцева, министра иностранных дел в 1807–1814 годах. По другую сторону Маросейки, в Колпачном переулке — дом Емельяна Украинцева, начальника Посольского приказа в первые годы царствования Петра Великого. В тютчевские времена в этом доме помещался знаменитый Архив коллегии иностранных дел. Словом, есть что-то символическое в том, что Тютчев, будущий дипломат, вырос в "посольском" районе Москвы. А сколько еще других интереснейших фактов и эпизодов из жизни этой незаурядной личности дипломата, поэта и мыслителя! Увы, обо всем не рассказать в ограниченных рамках газетной полосы.
Завершим рассказ тремя глубоко символичными, пророческими строчками великого Фёдора Ивановича:

Не верь в святую Русь, кто хочет,
Лишь верь она себе самой, —
И Бог победы не отсрочит…

От редакции: Возможно, не все читатели согласятся с оценками и выводами авторских размышлений В. И. Василенко о деятельности и творчестве Ф. И. Тютчева. Будем благодарны за комментарии, мнения и суждения по поводу всех затронутых в статье вопросов, готовы опубликовать их на страницах газеты.