Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Договор РСМД и другие нарушения Вашингтона


Редакция обратилась к профессору Академии военных наук Российской Федерации, ведущему эксперту Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России, ветерану дипломатической службы СССР/России Владимиру Петровичу Козину с просьбой прокомментировать недавно вышедший доклад Государственного департамента США о соблюдении соглашений и обязательств по контролю над вооружениями.
Вопрос: Доклад Государственного департамента США вновь бросает обвинения в адрес России по поводу "несоблюдения" российской стороной Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года. А 10 мая этого года Комитет по вооруженным силам Палаты представителей американского Конгресса принял к законопроекту о военных расходах в 2019 финансовом году специальную поправку, которая разрешает президенту Соединенных Штатов выйти из этого договора в том случае, если Белый дом подтвердит его "несоблюдение" Россией. На чем же основаны эти обвинения?
Ответ: Ни на чем. К такому приему Вашингтон прибегал неоднократно, но каждый раз голословно. В аналогичных докладах нет доказательств "невыполнения" договора 1987 года российской стороной. Документ Государственного департамента этого года снова искажает реальное положение дел в данной сфере. Нет никаких фактов о "несоблюдении" этого договора Россией и в поправке Комитета по вооруженным силам Палаты представителей, о которой вы говорите.
В связи с этой поправкой хотел бы обратить внимание, что члены Палаты представителей и представители Пентагона впервые публично признали, что они хотели бы развязать руки своему военно-политическому руководству в создании новой мобильно-грунтовой крылатой ракеты средней дальности наземного базирования (КРНБ) с ядерным боезарядом, запрещенной Договором о ликвидации РСМД, не только в связи с его "несоблюдением" российской стороной, но и с целью "компенсации растущего ядерного потенциала" Китайской Народной Республики и "сдерживания новых ядерных угроз", якобы исходящих из Пекина. Видимо, в Вашингтоне поняли, что постоянно разыгрывать "российскую карту" в привязке к этому договору нецелесообразно. Решили взяться и за "китайскую".
Подкрепляя свои аргументы применительно к КНР, американские законодатели указывают, что она не является участницей договора 1987 года (что полностью соответствует действительности), и по этой причине, мол, создает ядерные ракеты средней и меньшей дальности безо всяких ограничений, в то время как Соединенные Штаты лишены такой возможности.
Вопрос: Владимир Петрович, в прошлом году вы выпустили сначала на русском языке монографию "Перспективы Договора о ликвидации РСМД 1987 года. Белая книга", а затем в текущем году и ее перевод на английский язык. Чем была вызвана публикация этого издания?
Ответ: Она была вызвана двумя основными причинами. Во‑первых, представлялось практически важным подвести своеобразный итог тридцатилетнего периода существования этого действующего договорного акта, который является бессрочным. Во‑вторых, надо было разобраться, каким образом Соединенные Штаты не соблюдают этот договор, а также проанализировать, по каким причинам они столь настойчиво обвиняют российскую сторону в его "несоблюдении".
Вопрос: К каким же выводам вы пришли?
Ответ: К неутешительным. Дело в том, что начиная с 2001 года, когда Вашингтон объявил об одностороннем выходе из Договора по ПРО и Пентагон приступил к проверке эффективности ударных систем противоракетной обороны с помощью ракет-перехватчиков, американская сторона 93 раза нарушила договор 1987 года. Факты свидетельствуют о том, что американцы стали применять в качестве перехватываемых целей ракеты средней и меньшей дальности, запрещенные им. В этой статистике, в частности, учитывается испытание системы ПРО, проведенное американскими вооруженными силами в районе Гавайских островов 31 января этого года.
В английском варианте "Белой книги" специально приведены одиннадцать примеров нарушений Соединенными Штатами упомянутого договора с указанием того, ракеты-мишени какой дальности были использованы Пентагоном при тестировании ударных компонентов системы ПРО.
Считаю, что доведение этого показателя нарушений американской стороной договора 1987 года до Вашингтона и мировой общественности в целом позволит расставить все по своим местам, отделив правду от лжи. Юридически оставаясь в рамках этого договора, американская сторона уже давно фактически вышла из него. А поскольку Пентагон намерен продолжать подобные противоракетные испытания, то это означает, что он будет и впредь инициативно и в одностороннем порядке нарушать данный договорный акт.
Помимо приведенной статистики о его нарушениях Соединенными Штатами этот вывод является вторым ключевым выводом проведенного исследования. Это — с одной стороны. А с другой — ни Государственный департамент, ни Министерство обороны США так и не представили никаких доказательств "несоблюдения" названного договорного акта Россией за все время существования названного договорного акта.
Вопрос: А можно ли доказать, что Пентагон действительно нарушил договор 1987 года именно 93 раза, а не меньше и не больше?
Ответ: Конечно, можно. Причем, без особого труда. Дело в том, что Управление по ПРО Министерства обороны США публикует краткие официальные сообщения о проведении подобных испытаний системы противоракетной обороны. В этих сообщениях, помимо обозначения типа ракеты-перехватчика, места и времени проведения испытания, указывается дальность перехватываемых учебных ракет. Кроме того, соответствующая информация включается в выступления начальников названного Управления в должности генерал-лейтенанта или вице-адмирала американских вооруженных сил, с которыми они ежегодно выступают в различных комитетах Сената и Палаты представителей Конгресса во время проведения соответствующих слушаний.
Вопрос: Да, счет 93:0 — в пользу Соединенных Штатов в этой области впечатляет. Это — весьма значительное нарушение ими договора. А нет ли других нарушений договора 1987 года с их стороны?
Ответ: Есть. Это — производство и применение Пентагоном ударных БПЛА, которые по Договору о ликвидации РСМД подпадают под определение крылатых ракет наземного базирования. Еще одним нарушением американскими контрагентами станет принятие на вооружение новой мобильно-грунтовой крылатой ракеты наземного базирования с ядерным боезарядом. Это будет еще одним прямым нарушением Договора о ликвидации РСМД. В прошлом году американский Конгресс выделил ассигнования на ее разработку и создание. Не исключается ее последующее размещение в Европе.
Вопрос: Почему же Вашингтон все же так упорно твердит о неких "нарушениях" этой договоренности российской стороной?
Ответ: Представляется, что он делает это по трем причинам.

Окончание интервью с В. П. Козиным
читайте в следующем номере "Нашей Смоленки".