Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Кирилл Кяро: "В актеры не идут случайные люди"

Уже несколько сезонов в московском драматическом театре "Человек" идет, и весьма успешно, спектакль "Искусство", в котором задействованы Кирилл Кяро, Олег Кассин, Алексей Шахбанов. Секрет неугасаемого интереса к спектаклю, разумеется, кроется в актерах с их индивидуальным искусством — актерским мастерством.

Впервые я увидела игру Кирилла Кяро в кино, в фильме эстонского кинорежиссера Андреса Пуустусмаа "Крысоловка" (2011 г.). Несколько нестандартная картина, на мой взгляд, тем не менее, герой, воспринятый самым положительным образом, меня тогда "зацепил". Дальнейшее знакомство — киноленты "Тихие сосны", "Волшебник", "Цветы от Лизы", "Голубка", "Тайна Егора". А после выхода на телеэкраны сериала "Нюхач", заинтриговавшего российского телезрителя, Кирилл окончательно завоевал наши сердца.
Мы встретились в Таллине, откуда наш герой родом. Не исключено, что именно атмосфера Старого города и уютного кафе "Богема" придали нашей беседе оттенок не столько интервью, сколько дружеского гармоничного общения, когда за чашкой кофе и тарелкой вкусного десерта стираются грани "актер-корреспондент". Кирилл — творческая личность с обаятельной улыбкой и проникновенным голосом. Мы говорим с ним на разные темы, хотя, не скрою, что после неоднократного просмотра спектакля "Искусство" любопытной представляется тема его театральной деятельности, ведь театр — иной мир… Так ли это, и что больше Кириллу по душе, театр или кино, попробуем выяснить.
Об актере всегда хочется узнать как можно больше, а главное, с чего все началось.
— Как Вы приняли решение посвятить себя актерскому мастерству? Это был случайный выбор или осознанный поступок?
— В актеры не идут случайные люди, а если и идут, то отсеиваются на прослушивании. Для меня поступление в Щукинское театральное училище было осмысленным шагом. Но поступил я со второго раза, потому что первый мой визит в прославленную театральную школу носил скорее разведывательный характер, было любопытно. И, несмотря на провал, я уезжал с огромным воодушевлением и мыслью о том, что на будущий год непременно поступлю. Вернувшись в Таллин, я стал учиться-практиковаться в студии Русского театра Эстонии. Вспоминается актер и руководитель нашей студии Евгений Иванович Власов и учитель Владимир Георгиевич Лаптев, с которым мы и по сей день встречаемся в Москве на одних площадках.
— Какая роль стала дебютом?
— Мой первый опыт в кино — роль в короткометражном фильме "Избавление" Хендрика Тоомпере-младшего (2002 г.).
— В Вашей фильмографии значится один из известных в России сериалов "Убойная сила". Что дало Вам участие в этом проекте?
— Это был своего рода старт — мой первый российский телевизионный проект. Я снялся в фильме Дмитрия Иосифова "Братство по оружию". Съемки велись в Нарве, так что чувствовал себя как дома.
— В ленте "Тайна Егора" Вашим напарником был мальчик. Каково это — играть с детьми?
— Это очень интересно, потому что дети больше открыты миру, более непосредственны что ли и меньше задумываются о том, как это будет выглядеть. Например, по сценарию сериала "Чемпион" я влюбляюсь в девушку, у которой есть дочь. В одной из финальных сцен девчушка сидит у меня на плечах. В определенный момент должна последовать ее реплика, но маленькая героиня молчит. "В чем дело?" — думаем. Ладно, еще дубль. Она снова молчит. И наконец: "Да не рождается у меня", — выдала, вот так честно и прямо. Мы все потом долго смеялись. Так что дети — это прекрасно!
— В сериале "Нюхач" Ваш герой неординарный и харáктерный, импонируют выстроенность и выверенность его мышления, а отсюда — действий, поступков. Несмотря на то, что ввиду своей профессиональной деятельности Нюхач несколько, я бы сказала, сдержан в общении и порой капризен, в него все равно влюбляешься, как влюбляется в него и главная героиня. Какое, по Вашему мнению, качество героя располагает к этому?
— Это надо спросить героиню (смеется). Думаю, он понравился ей по запаху. Бывает, что влюбляешься в талант, и мой герой достоин уважения, ведь он эрудирован, непреклонен, беспринципен. А от уважения недалеко и до любви.
Что скрывать, зрители с нетерпением ожидают выхода на телеэкраны следующего сезона "Нюхача". Предвосхищая мой вопрос, Кирилл заверил, что в картине сохранена любовная интрига — появится новая героиня, судмедэксперт, которую играет молодая актриса из Литвы Агне Грудите.
— Сейчас Вы задействованы в нескольких кино-проектах. Сколько времени приходится проводить на съемочных площадках?
— Рабочий день актера составляет 12 часов, бывает, что мы перерабатываем. Самая большая смена на моей практике — 23 часа в "Нюхаче"! Но ничего страшного, мне нравится быть при деле, я не люблю неоправданных пауз.
— Будучи актером, Вы наверняка с профессиональной точки зрения оцениваете тот или иной фильм. Какие последние кинокартины можете отметить как качественный кинопродукт? Да, и назовите свои недавние роли в кино, конечно.
— Мне очень понравился фильм Эльмо Нюганена "1944", в котором режиссер смог очень корректно и точно рассказать о судьбах людей. В этом году вышел эстонско-грузинский фильм Зазы Урушадзе "Мандарины", в котором, кстати, сыграл сам Эльмо. А одна из недавних ролей в моей копилке — "Фехтовальщик" Клауса Хяре.
— А как Вы пришли к "Искусству"?
— Олег Кассин, мой однокурсник и друг, однажды предложил мне поучаствовать в этом спектакле. Мы прекрасно сработались, но не перестаем экспериментировать, чтобы нащупать наилучшую, не говорю, что единственно верную, интерпретацию спектакля.
— Получается, что Вы анализируете свою игру? Так уж ли это нужно?
— Нужно. Несмотря на хорошее сценографическое решение, нам еще есть над чем поработать, спектакль можно развивать. Поэтому каждый раз мы играем по-разному и, конечно, ждем реакции — слушаем зал (эти слова Кирилл произносит тише, выделяя ту важную составляющую взаимосвязи актера и зрителя), потом обсуждаем.
— Московский драматический театр "Человек" не вписывается в привычные нам рамки монументального источника театрального искусства. Однако в последнее время такие камерные площадки становятся все более привлекательными ввиду своей уникальной, несколько приватной атмосферы. Как Вы себя на такой площадке чувствуете?
— Хотя сцена действительно маленькая, и на ней ты как на ладони, мощнее контакт со зрителем, а значит, эффект от твоей игры и отдача зрителей значительнее. Мне комфортно — как будто мы все сидим на кухне и болтаем.
— Это не просто беседа, это мощный поток энергии, которая исходит от Вас во время действия. Ее нельзя не почувствовать, она выражается в движениях, мимике, взглядах и особенно голосе. Мы проникаем в суть постановки, где не обойтись без характера и эмоционального состояния героя, без его души, которую Вы так виртуозно передаете. Наверное, Вы любите свою работу?
— Нельзя работать, не любя свою работу, либо надо сделать так, чтобы найти в ней плюсы. Моя работа призвана в первую очередь нести радость и развитие, давать стимул загораться новыми идеями, чему-то учиться, ведь через личный взгляд со стороны зритель словно проживает реальные ситуации, ощущая отклик в своем сердце и сознании.
— Хотели бы Вы изменить что-то в своей жизни?
— Я посвящаю свою жизнь кино, театру, но хочу жить не только этим, но и открывать для себя иные увлечения, не останавливаясь на достигнутом. И я с уважением отношусь к тем людям, которые способны выявить в себе новые таланты.
— Давайте вернемся к спектаклю, в котором из реквизита всего три табуретки, книга и бутылка сока. Сцена поделена на прямоугольные участки, среди которых выделяются синий, красный и желтый, обозначая действующих лиц, их мир. Есть еще и белый, но в нем — особый смысл. Это та самая загадочная картина, купленная Сержем и ставшая предметом обсуждения, камнем преткновения и все же ключом объединения друзей. Почему Серж, которого Вы играете, в один из эпизодов ложится на пол?
— По замыслу пьесы мой герой уносит картину, демонстрируя, что все вокруг недостойны созерцать ее. Как это показать в существующих условиях? Я ложусь на пол, закрывая полотно, — Кирилл улыбается. — Акценты расставляет финальная сцена спектакля: чтобы доказать друзьям, что они важны для него, Серж решил разрисовать драгоценную, трепетно оберегаемую картину фломастерами. Конечно, он знал, что они смываются, но это уже не столь важно, так как первостепенна дружба, людские отношения.
— А ходите ли Вы в театр? Как уживаются в Вас актер и зритель?
— Хожу, правда, не так часто, но самое лучшее, когда ты все-таки забываешь, что ты актер, и просто наслаждаешься сюжетом. В основном в театр идешь, чтобы увидеть, как сделано, какие новые оттенки постановки и своей игры актеры открыли и для себя, и для нас. Интересно смотреть классику. Бывает, что добавляются персонажи, произведение интерпретируется, меняется на глазах, но не проигрывает от этого, а наоборот, позволяет и самим актерам, и зрителям услышать свое обновленное звучание и воспринять его. Это здорово!
Не стоит сбрасывать со счетов спектакль "Искусство", возможно, он станет той реперной точкой, которая позволит актеру задуматься о театральных подмостках, а то и самому поставить спектакль.
— Есть ли у Вас мечта?
— Мечты есть, и я верю, что они сбываются. Но для их достижения нужно, безусловно, что-то делать.

Мечты Кирилла Кяро обязательно сбудутся, и хочется пожелать ему таких проектов в театре и кино, которые принесут еще более сильные эмоции и оставят добрые и значимые воспоминания, непременно успехов и того состояния души, когда от сыгранной роли, от завершенного театрального проекта вырастают крылья вдохновения для дальнейшего творчества и открытий в самом себе!

Беседу вела Ольга МИХАЙЛОВА,
фото Юлии Дузь