Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Nota bene: книжная полка Сергея Бирюкова


В. А. Дроздков, «Dum spiro spero»
О Вадиме Шершеневиче и не только: статьи, разыскания, публикации
М.: Водолей, 2014

Итог многолетней работы исследователя — восемьсотстраничный том, позволяющий объемно представить одну из значительных фигур русского авангарда. Восстановлена родословная поэта, прослежены этапы его творческого пути, проанализированы важнейшие книги, в конечном счете определено его место в русском авангардном движении. Прекрасный подбор иллюстраций. Плюс публикации произведений — стихотворной «Мещантики» и пьесы «Нельзя прощать». Плюс насыщенный дневник Тараса Мачтета «Так жили поэты...». Без тома уже не обойтись всем, кто занимается русской поэзией начала XX века, а также творчеством Есенина и Маяковского, параллели и пересечения с этим поэтами В. А. Дроздков исследует подробнейшим образом.



Владимир Маяковский, «Про это»
Факсимильное издание. Статьи. Комментарии
Составитель и научный редактор А. А. Россомахин
СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014

Книга вышла в серии «Avant-garde» и состоит из двух частей под оной обложкой. Это, собственно, повторение знаменитого издания 1923-го года и книга о  книге, включающая статьи А. Россомахина, А. Лаврентьева, Е. Лобкова, Ю. Орлицкого, комментарии Т. Маляевой и А. Россомахина. А также варианты фотомонтажа Александра Родченко, многочисленные фотографии, репродукции обложек книг. Это издание перекликается с книгой Андрея Россомахина «Магические квадраты русского авангарда. Случай Маяковского» (СПб, 2012), в которой автор провел детальное исследование обложечной (поэтической!) стратегии Маяковского в авангардном контексте.



Павел Крусанов, «Царь головы»
М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014

Новая книга редкостного петербургского писателя. Есть понятие «петербургский текст», введенное выдающимся филологом В. Н. Топоровым. И Павел Крусанов, безусловно  в этот текст вписывается, его наращивает. И это само по себе замечательно. Но писателю этого мало, он выходит на общерусский текст. Откройте любой его роман или рассказ — и вы окажетесь в России, известной по русской прозе в самых разных ее изводах и в то же время незнакомой, потому что Крусанов не повторяет, не пародирует, не демонстрирует, а проживает в письме жизни своих героев во всем диапазоне существования.



«Новая кожа». Литературно-художественный альманах, N° 5, 2014
Нью-Йорк-Москва: Кожа пресс

Новый номер альманаха представляет тексты ряда авторов, которых не так часто можно встретить в других изданиях, например Андрея Монастырского, Владимира Эрля... Ян Пробштейн продолжает открывать переводами и комментариями Эзру Паунда. В данном случае это обширный текст времен первой мировой войны, своего рода «Ад» Паунда. Крайне интересен фрагмент книги известного деятеля американского авангарда Ричарда Костелянца «Беседы с Кейджем». И, наконец, большая подборка вербальных и визуальных творений Ры Никоновой и Сергея Сигея — как продолжение траектории полета двух выдающихся авангардных художников.



Марина Кудимова, «Душа-левша»
М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014

Стихи Марины помнятся произнесенные и прочитанные. Ну, например, «искусство — точная наука» — это ведь ее. Отточенность, определенность высказывания и фонетическая чуткость ломкости слова, улавливание переливаний из слова в слово, «чья ткань и тонка, и крепка» (это не о слове — скажете — ну-ну...). Редкая уже сейчас вера в преобразующую, заклинательную силу поэзии:

И заново дроблюсь.
И снова исцеляюсь.
И целой становлюсь.